Олег Даль. Проклятие с киноэкрана

Олег Даль. Проклятие с киноэкранаПрофессия киноактера не такая уж безопасная, как это кажется на первый взгляд. И дело здесь не в рискованных трюках, которые, впрочем, как правило, выполняют не сами звезды, а их дублеры — каскадеры. Смысл в том, что их виртуальная жизнь на экране иногда начинает проецироваться на реальную, ломая и калеча ее.

Всем хорошо известен прекрасный фильм «Земля Санникова». Но мало кто знает, что проклятие шамана племени онкилонов, которого, кстати сказать, великолепно сыграл блистательный актер и танцовщик Махмуд Эсамбаев, обернулось трагедией для еще одного удивительного и любимого многими актера — Олега Даля.

По сценарию Крестовский, которого играл в фильме Даль, должен был погибнуть по окончании экспедиции, на обратном пути, спасая своих товарищей. Как только начались съемки, артиста вдруг охватил непередаваемый ужас. Профессиональный актер умеет смеяться на сцене, несмотря на все внутренние житейские переживания. А вот Олег Даль, имевший огромный опыт участия в съемках, не смог пережить чувство страха и тревоги, появившееся у него после проклятия шамана онкилонов, произнесенного в фильме: «Чужие люди должны умереть!»

С самого начала Даль прекрасно сыграл эпизоды, предшествующие экспедиции, а затем эпизод гибели Крестовского, снятый на льдах Ботанического залива.
Но вот пришло время основных съемок. Действие происходило на Земле Санникова. Для этого был выбран Нальчик. И тогда-то Олег Даль не смог преодолеть состояние непривычного для него страха. Он попытался бороться с наваждением самым традиционным российским способом — алкоголем. И проиграл в этом поединке.
Каждый вечер, возвращаясь со съемок, он клялся себе в том, что бросит пить, начнет играть. Но наступало утро, и вновь начинало действовать проклятие шамана, погружавшее его в беспробудное пьянство.

График съемок ломался. Сценарист и операторы не знали, что делать. Предлагалось даже изменить ход действия и убить Крестовского в самом начале фильма, до его появления на Земле Санникова. В Нальчик срочно приехал Григорий Чухрай, инициатор создания картины и руководитель творческого объединения, снимавшего ее. Он ознакомился со сложившейся ситуацией, увидел, в каком состоянии находится актер, и отдал категорическое распоряжение: «Отправляйте в Москву!»

Фильм доделывался без актера, игравшего одного из главных героев. Вместо Даля со спины и без слов снимали редактора фильма Вячеслава Хотулева.

Проклятие шамана и смерть на экране сломали судьбу актера. Он прожил после выхода фильма еще 8 лет, но уже ни разу не снимался в картинах на «Мосфильме». Слова: «Чужие люди должны умереть!» — преследовали О. Даля всю его оставшуюся жизнь. Артисты, игравшие с ним, в один голос говорили, что он был гениальным актером, но работать с таким партнером было тяжело. Если ему казалось, что все пошло не так, он впадал в депрессию и просто сбегал. За год до смерти Олег пошел к астрологу и задал ему вопрос о смерти. Им был молодой и не известный тогда Павел Глоба. Как рассказывает Глоба, Даль заранее предупредил его: «Если вы там что-то увидите, то лучше мне не говорите». Астрологу пришлось смолчать о приближающейся к известному артисту кончине.

Мысль о смерти преследовала киноактера весь последний год его жизни. Наконец, Даль не выдержал и поехал в Киев. Все думали, что он отправился на кинопробы, но своему другу Олег сказал: «Приехал умирать к тебе». Его нашли утром в номере гостиницы. Персонал, взломавший дверь, говорит, что выражение лица у актера было такое, будто исполнилась его заветная мечта.

Олег Даль. Проклятие с киноэкранаОн всегда был элегантным, очень модно одевался, — вспоминает Ирина Алферова. — А когда умер, мы ему в складчину покупали костюм и гроб. Это был самый дешевый гроб — красный, с какими-то оборочками, и из них нитки торчали, я это помню до сих пор…»
Не только Олег Даль страдал от слов, произнесенных в кинофильме. Пострадала от них и Наталья Варлей, сыгравшая панночку-ведьму в гоголевском «Вие». Практически сразу после съемок фильма актриса слегла с серьезной болезнью и прокляла тот день, когда согласилась играть эту роль. Дальнейшее ее сотрудничество с киностудиями не заладилось.

Позднее Наталья скажет о своей роли ведьмы-панночки: «За эту работу я уже покаялась, получила в церкви прощение и твердо уверена, что нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».

Отразились проклятия во время киносъемки и на судьбе еще одного любимого в России актера — поэта и барда Владимира Высоцкого. В июле 1980 года, когда шел премьерный показ фильма «Маленькие трагедии», в котором его персонаж — Дон Гуан — умирает от молчаливого приговора Командора, актер скоропостижно скончался.

Целый набор мистических случаев с проклятиями и смертями присутствовал и в судьбе еще одного российского актера — Леонида Филатова. В фильме «Забытая мелодия для флейты» он первым из отечественных актеров сыграл роль человека, который, находясь в состоянии клинической смерти, проносится по «тоннелю мертвых». Но «игры в смерть» ему показалось мало, и в 1993 году Филатов задумал снимать на Центральном телевидении передачу об ушедших из жизни актерах. Он говорил: «Позже меня стали отговаривать, мол, это не полезно для здоровья — шастать по могилам. Я напугался, не скрою. Но остановиться уже не мог». В августе вышла первая передача нового цикла. Прошел всего месяц, и в октябре у Филатова случился инсульт. За ним потянулась целая цепочка серьезных осложнений, полностью подорвавших его здоровье. В одной из телевизионных передач Леонид Филатов сказал: «Теперь я как бы вне жизни, живу нелегально, как безбилетный пассажир».

Как же воздействуют изображения человека на фотографиях или проигрывание им виртуальной жизни в кинофильмах на его здоровье и судьбу? Вот что думает по этому поводу известная целительница Дэя: «Процесс фотографирования, создания и, наконец, существования фотографии должен рассматриваться не только с физической, но и с магической точки зрения. Фотография — это «светотень» человека. В ее образовании очень большое значение имеет свет, вспышка. Именно в этот момент человек отдает частицу своей энергии, своей души, которая навсегда остается на снимке».

Эта энергия, пробуждаясь под действием света кинопроектора, образует виртуальный образ человека, который, подчиняясь сценарию, испытывает любовь, ненависть и смерть. Все эти чувства, преломляясь и многократно усиливаясь в мыслях зрителей, возвращаются и обрушиваются на актера. Поэтому не нужно удивляться тому, что чем лучше играет актер, чем больше игра трогает зрителя, чем страшнее его виртуальная жизнь, тем более уязвимым он становится в своей настоящей судьбе.

©http://e-nlo.ru

0
0
  
Рубрика: Статьи. Метки: . Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *